Мысли по воспитанию детей

Автор: Никонов Евгений

папа и тройняшки

Приведу несколько своих правил по воспитанию детей, которые могут быть полезны всем.

1. Уважать ребенка.

Уважать с самого его рождения. Например, когда я прихожу в гости, где есть новорожденные дети, играющие на полу, то я сразу же занимаю позицию на уровне их глаз (присаживаюсь на колени или так же ложусь на пол, чтоб наши головы были на одном уровне и начинаю общаться с ним). Не приставать к ребенку, если он этого не хочет или стесняется, в общем если это ему не приносит радость и интерес.

2. Исключение манипуляций над ребенком.

По-моему, манипулировать ребенком словами и действиями –  самое простое, и это необходимо исключить из своего арсенала общения с малышом. Например, утром дочки (2 г 8 мес.) выходят из спальни и сонные шлёпают в игровую комнату, возникает такое желание их “потискать”, пообнимать. Но у детей другие желания и планы, они хотят прийти в зал и еще немного поваляться, и когда я начинал их обнимать, то они недовольно кривились и отворачивались, конечно, тут можно поманипулировать чувством вины, обещаниями перестать с ними потом играть, читать книжки (убийственные “ну тогда и не подходи ко мне с книжкой ” или “и не проси тогда меня поиграть с тобой в кубики”, “на лошадках тогда не будем больше кататься”, даже писать такое трудно).

Такие манипуляции очень обидно слышать на детских площадках, в торговых центрах, парках. Многие  применяют такие манипуляции в “своей системе воспитания”, так как они очень хорошо и безотказно работают. В таких случаях, когда ребенок не хочет обниманий и ласки,  я поднимаю руки вверх: “Всё, понял, понял” и ухожу или “Хорошо-хорошо, сама, сама”.

3. Свобода действий.

Отказаться от соблазна сделать что-то за ребенка, чтоб сделать это быстро и качественно. Например, одевание на прогулку. Можно быстро одеть ребенка и выйти гулять, но лучше дать возможность самому попробовать, пусть старается. Даже видя, что он делает это не так, не вмешиваться в процесс пока ребенок сам этого не попросит, пусть получает опыт. То же самое с мытьем рук: возникает желание поставить его на стул и быстренько и хорошо самому помыть руки с мылом, но это не самое лучшее решение. Лучше сдержаться и предоставить эту возможность малышу.

Сейчас у нас дети сами залезают на стул, включают однорычажный кран, кто на теплую, кто на холодную воду и моют руки с мылом (кстати, и на горячую воду тоже кран включали, отдернули руки быстро, больше так сильно в сторону горячей воды кран не поворачивают).  Пусть они делают это не так хорошо, но сами (руки потом можно либо уже вместе домыть, либо вытереть еще раз перед едой влажной салфеткой).

4. Акцентировать на получении опыта.

Например, ребенок бежал и упал. Я считаю, что  подбегать к нему и начинать жалеть, видя, что он упал не сильно, не следует. Мы переводим это в “интерес”, подводим ребенка на место падения (ему уже интересно) и начинаем объяснять: “Вот видишь тут бугорок, ножка сюда попала, зацепилась и ты упала, давай попробуем еще раз пройти мимо бугорка и не упасть ” (берем ребенка и вместе подходим к бугорку и просим его перешагнуть бугорок, у него это получается и опыт получен и настроение хорошее). В некоторых случаях можно вообще не акцентировать внимание малыша на падении.

Самостоятельное мытье рук. Включили горячую воду, начали мыть, горячо и тут же  отдернули  руки. Сразу объяснил, почему идет горячая вода, показываешь на положение крана, и ребенок больше туда его не поворачивает.

Установка чего-либо на кривую поверхность. Поставили чашку на кривую поверхность, чашка скатилась, вода разлилась. Главное настроение и спокойствие, ругать нет смысла (вода высохнет, сок оставит пятно ну и что), проще и выгодней объяснить ребенку почему это произошло, поставить еще раз и еще раз (пустую чашку) и наблюдать как она скатывается и падает (ловить).

5. Исключить запугивание чужими.

Если я  что-то хочу от ребенка, то так и говорю ему: “Я хочу, что бы ты сделала вот это…”. Например, переход с тройняшками придомовой дороги, по которой ездят машины. Ребенок начинает “выделываться” и на середине дороги капризничать. Проще всего запугать ребенка словами “сейчас проедет дядя и тебя заберет”, или “вон тогда с тётей пойдешь, и к нам не подходи”. После такого ребенок, конечно, прибежит быстро, но какие мысли у него останутся в голове? Скорее всего, такие: “Папа и мама меня не любят, и если б я сейчас остался, то они бы ушли и оставили бы меня одного с тётей”. Классика запугивания милицией, дядей, тетей.   Твердо говорите детям “Я ХОЧУ….”, “Мы с мамой ХОТИМ….”, а не тетя с дядей.

Следите за тем, что и как вы говорите своим детям, они воспринимают все буквально!