Тройняшки. Кризис 3-х лет.

Автор: Никонова Анастасия

 IMG_6737_

Каждый родитель сталкивался или столкнется с таким периодом в развитии своего ребенка, который психологи называют кризисом трех лет.

В 3 года дети ожидают от семьи уже признания независимости и самостоятельности. Ребенок хочет, чтобы его мнение спросили, чтобы посоветовались с ним. И он не может ждать, что это будет когда-нибудь в дальнейшем. Он просто еще не понимает будущего времени. Ему все надо сразу, немедленно, сейчас. И он пытается любой ценой завоевать самостоятельность и самоутвердить себя в победе, пусть даже приносящей неудобства из-за конфликта с близкими людьми. (А.И. Баркан)

«Я сам(а)», « Не хочу», « не буду» , упрямство и негативизм (стремление все сделать наоборот, по-своему) – все это яркие проявления кризиса 3 лет, знакомые каждому родителю и говорящие о том, что ребенок вышел на новый этап своего развития.

Могу сказать, что пока я не столкнулась на личном опыте со своими тройняшками, я имела довольно абстрактное представления о кризисе трех лет. Все эти фразы из учебников и статей про упрямство, негативизм, своеволие (Я сама) были чем-то далеким и малопонятным. Будто вам рассказывают про устройство какого-то механизма: слова и описания знакомые, а суть непонятна.

У наших тройняшек первые признаки кризиса стали появляться около 2-х лет. Детям очень хотелось делать самим то, что они недавно научились – одеваться, мыть руки, выливать горшок, кушать самостоятельно (без малейшей помощи взрослых) и т.п.

Сейчас им 2,10 и круг их самостоятельности с каждым днем растет. «Я сама» проявляется во всем: Я сама открою дверь, я сама помою руки, я сама вытру пол/стол, я сама повешу белье, я сама буду мыться под душем и т.п.  Очень важно поддерживать у детей стремление к самостоятельности и давать им возможность и время сделать что-либо самому, ведь подавить это, значит породить у ребенка сомнение в собственных силах и возможностях.

Вторым признаком кризиса 3-х лет у наших тройняшек является негативизм, т.е. очень часто на предложения взрослых что-либо сделать  дети реагируют отказом или делают наоборот, а все потому что им хочется сделать по-своему. В таких случаях лучше всего давать детям «обратные» посылы. Например, мы гулять не пойдем, или я не разрешаю тебе спать. Действует безотказно, дети сразу же хотят гулять или спать соответственно.

Еще один признак кризиса – упрямство. Ребенок настаивает на чем-то не потому, что хочет, а потому, что он этого потребовал, он связан своим первоначальным решением. По сути, ребенок требует, чтобы окружающие считались с ним как с личностью. У наших тройняшек упрямство проявляется по-разному, кто-то более упрямый, с кем-то договорится проще.

С недавних пор наши дети стали все время меняться местами за обеденным столом, раньше они постоянно сидели на одних и тех же местах (каждая на своем), а теперь они постоянно меняются, то вдвоем сядут на одну сторону стола, то по одному, то втроем. Оказывается это тоже проявление кризиса 3-х лет, которое психологи называют строптивостью, она направлена против норм воспитания, образа жизни, который сложился до трех лет.

Кризис трех лет характеризуют еще и следующими признаками:

протест-бунт (ребенок находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними);

симптом обесценивания (проявляется в том, что ребенок начинает ругаться, дразнить и обзывать родителей);

деспотизм (ребенок заставляет родителей делать все, что он требует)

Однако у наших детей они проявляются редко.

Кризис 3-х лет довольно трудный период, как для детей, так и для родителей (особенно если этот кризис они наблюдают сразу у троих и более детей).  Но если понять, для чего в поведении ребенка проявляются те или иные качества, и знать, как на них реагировать, то можно сгладить течение кризиса и помочь малышу пережить его, сформировав необходимые качества для дальнейшего развития личности.