Автор: Никонов Евгений
Встать на место другого звучит банально и подразумевает лёгкость этого действия. Но это совсем не так. Если бы могли легко вставать на место другого, то многого бы не сказали, многого бы не сделали. В некоторые моменты появляются силы и возможности “встать на место другого”, посмотреть на мир, как кажется, глазами другого. В такие моменты приходит много понимания, мыслей, но, к сожалению, проходит некоторое время, и ты теряешь эту возможность, причём так теряешь, что даже забываешь, что у тебя был такой опыт. И возвращаешься в состояние, где, как тебе кажется, все вокруг чувствуют, мыслят, так же как и ты, испытывают то же, что и ты.
Первый осознанный и яркий момент того, как я встал на место другого, был на море, когда Катя звала купаться. Перед этим я сначала купался с Аней, потом с Викой и так замёрз, что с Катей хотел пойти позже. Но в какой-то момент посмотрел на себя глазами Кати, и после ничего не оставалось, как тут же встать и пойти с ней в море. Чувства и эмоции были потрясающие. Потом всё “забылось” и пошло как обычно. Как вспомнил, об этом моменте, не знаю.
Следующий раз похожее случилось намного позже случая с Катей. Во время обучения детей чтению. Спонтанно получилось посмотреть на процесс глазами дочки. И как будто пелена спала, и стало легко и многое понятно. Сложность была в том, что “Букварь” для взрослого человека настолько прост, что непонимание и возникающая сложность его чтения начинает “злить”. С последующим возмущением на ребёнка. Но только представьте, какая огромная разница в восприятии одной и той же информации. Я смотрю на слово, которое надо прочесть, имея огромный многолетний опыт чтения, а дочка смотрит на него в первый раз. Понимание этого открывает огромные возможности.
После этого, кажется, что всё, понял, как вставать на место другого и теперь можно применять этот опыт намного чаще. Но всё опять забылось, исчезло.
Спустя несколько месяцев, во время занятий математикой, вспомнил про случай с букварём и решил посмотреть на обучение глазами дочек. Элементарные арифметические действия мы просто “видим” благодаря многолетнему взаимодействию с ними. А детям 7+9 сложно сложить. При умении считать до ста и больше, и, соответственно, зная цифры 16, 42, 78, 93 и т.д. Понять, что они складывают эти цифры первый раз в жизни очень сложно. Но, поняв это, появляется возможность сделать процесс обучения интересным и приятным.
Результат вставания на место детей и “понимание” их восприятия мира привело к тому, что они с нетерпением ждут наших занятий и огорчаются, если занятия переносятся на другой раз.
В момент возникновения раздражения на кого-либо, попытайтесь встать на его место, и может быть всё окажется значительно проще, чем вы думаете.
P.S. Я не могу быть уверен в том, что то, что я чувствовал на месте детей, именно то, что чувствовали дети.