Про раннее развитие детей дома

Автор: Никонова Анастасия

Тройняшки

Для ребенка естественно познавать окружающий мир. Дети любознательны и восприимчивы ко всему новому, к новым знаниям, к новому опыту, особенно в раннем возрасте. Поэтому важно знакомить детей с разнообразием окружающего мира, предоставить ребенку возможность получать разный опыт: от простых прогулок и рассматривания, ощупывания окружающего мира до целенаправленных физических упражнений и творческих занятий (лепка, рисование и т.п.). Такое развитие необходимо в раннем возрасте, так как в мозге активно формируются нейронные связи.

Ранним считается возраст от года до трех, в этот период  развитие идет в трех направлениях: крупная моторика (в первую очередь умение ходить), развитие речи, предметная деятельность. И то насколько успешно ребенок справится с этими задачами, зависит его дальнейшее развитие.

Некоторые родители считают, что нет необходимости специально заниматься с ребенком его физическим развитием в таком возрасте, читать с ним или давать ему в руки пластилин и краски. Кому-то лень этим заниматься, кто-то считает, что ребенок развивается сам по себе. Кто-то скажет, что его ребенку неинтересно лазать по лесенкам, лепить, рисовать, читать. И эти родители будут правы, но только отчасти. Детям неинтересно, потому что неинтересно их родителям. Если вы наблюдали за маленькими детьми, то, наверное, видели, как они с удовольствием делают то же, что и взрослые.

Воспитывая своих тройняшек, мы с мужем стараемся дать детям возможность получить разнообразный опыт. Мы не используем какие-то специальные методики, занимаемся развитием детей дома. Просто делаем то, что можем и что нравится нам и детям (соответственно их возрасту, конечно).

Физическим развитием и крупной моторики занимается папа. Для этого по его инициативе были приобретены ДСК «Пирамида», батут и повешены гимнастические кольца, на которых дети занимаются с папой почти каждый день.  Дети с удовольствием играют на комплексе, лазают по лесенкам, катаются на кольцах, прыгают, осваивают рукоход.

IMG_5844_

Благодаря постоянным играм-тренировкам, дети научились перепрыгивать небольшие расстояния, прыгать самостоятельно сверху вниз, уверенно лазать по лестницам и другим поверхностям, держать равновесие, хорошо развили вестибулярный аппарат, ловкость.

IMG_5163IMG_5380

Наши дети очень любят, когда им читают книги, рассказывают сказки, играют с ними в пальчиковые игры, поют песенки и потешки. Так развивается речь малышей. Сейчас детям три года и они стали проявлять интерес к буквам. Мы не учим с ними буквы специально, просто, когда мы вместе что–нибудь читаем, дети спрашивают «какая это буква?» Таким образом, дети запомнили с каких букв начинаются их имена, бабушка, дедушка, папа, мама и уже без труда находят их в тексте и на номерах автомобилей.

читаем

Предметная деятельность включает в себя многообразие манипуляций, которые можно производить  с окружающими предметами и материалами (пересыпать, переливать, стучать, перекладывать, катать, разрывать, выкладывать, а позже сортировать и группировать).

Для развития предметной деятельности детей, не надо водить их в специальные центры, все это можно делать и в домашних условиях. Дать ребенку посуду и предложить ему что-нибудь туда сложить , например, картошку, нарезанную для супа, или слепить с ребенком пончики  на ужин, дать малышу выдавить из теста печенье специальной формочкой. Все это мы делали и делаем с нашими тройняшками.

Дети просто обожают помогать и делать какие-нибудь «взрослые» действия. Так они с удовольствием моют полы, когда в квартире уборка, дети сами просят дать им швабры (у них имеются швабры маленького размера) или веники.

тройняшки подметают

Девчонки с удовольствием вместе с папой колют орехи, под его присмотром, и небольшой помощью, молотком разбивают и вытаскивают орех; помогают сажать деревья, собирать на даче клубнику.IMG_9731 И что примечательно, потом они эти действия проигрывают в самостоятельных играх: воткнула палочку в землю («мама, смотри, я посадила дубочек»)

Помимо бытовых действий, которые формирует у детей не только предметную деятельность, но и приучает детей к порядку и труду, мы развиваем предметную деятельность при помощи лепки, рисования, вырезания, аппликации, конструирования (кубики) и прочих творческих занятий, которые дети просто обожают.

Так, например, конструирование у наших тройняшек зачастую носит спонтанный характер. Для этого не надо даже брать кубики, достаточно стула и какой-нибудь коробки и уже готов автомобиль, или два детских стульчика переворачиваются особым способом и уже готов поезд для дочки и ее куклы, к примеру.

IMG_9264

А вот знакомство с красками у нашей тройни началось,  когда им еще не было года и продолжается по сей день.IMG_0092_1 в процессе создания шедевра Дети любят рисовать. Причем,  важно знакомить их с разнообразными изобразительными средствами: краски, карандаши, мелки, фломастеры, ручки.  А также с разными способами рисования: кисточками, пальцами, ватными палочками, губкой и пр. И организовывать эту деятельность на разных форматах бумаги, не ограничивать форматом А4, можно склеить 3 листа формата А1 и пусть творят, А3 – удобный формат, обратная сторона обоев хорошо подходит для рисования.

тройняшки рисуютрисуем на полу

Наши дети очень любят лепить. Поначалу мы просто брали пластилин, разминали его в руках, отрывали кусочки, пытались размазывать его на бумаги («рисовали» пластилином), сейчас дети осваивают более тонкую работу с пластилином – катают шарики, колбаски, делают защипы, соединяют одну деталь с другой. Вместо пластилина мы иногда используем глину или тесто.

IMG_2589_ IMG_3049

Недавно дети познакомились с ножницами. Казалось бы, такое простое действие как отрезать бумагу требует от ребенка невероятных усилий и концентрации: нужно правильно взять ножницы и определенным образом держать в одной руке и при этом еще открывать и закрывать, другой рукой держать бумагу так, чтобы ножницы ее не «зажевали». Все это очень хорошо развивает мелкую моторику. Несмотря на трудность этого действия, дети иногда просят ножницы, чтобы порезать бумагу.

Все, что мы делаем с детьми – им интересно. Мы не обучаем детей насильно. Часто дети сами предлагают тот или иной вид деятельности: «давай читать», «давай в птичек, зайчиков и т.п.» (пальчиковые игры), «давай рисовать, лепить», «хотим строить», «будем прыгать» и так далее. Нам остается только организовать пространство и обеспечить всем необходимым и принять ненавязчивое участие в игре, если это необходимо.